Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза дорожных происшествий, которую граждане часто именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Однако ни одно из указанных названий не является правильным и научно-обоснованным, но об этом чуть позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное название более семи лет назад, подавляющее количество практикующих следователей, юристов, адвокатов, судей назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертизы.

Из-за столь абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую всплывают ситуации, когда в офис экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где необходимы специальные знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков).

И тогда возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за элементарной неграмотности участников судебного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности всестороннего восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и иных объектов по полотну автодороги;

Выявление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна и иные негативные условия дорожной обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в случаях, где одним из важных обстоятельством ДТП выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент происшествия.